- Для Вас, родители!
- Обучающимся
- Педагогам
- Учебный процесс
- Основной государственный экзамен (ОГЭ)
- Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
- ПРИКАЗЫ МБОУ СОШ пос. Известковый
- ГТО
- Административный регламент предоставления муниципальных услуг
- Педагогический состав
- Локальные нормативные акты
- Центр «Точка роста»
- Электронный паспорт доступности
- ОРКСЭ и ОДНКНР
- Дистанционное обучение (ДО)
- Всероссийская олимпиада школьников
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
- Одаренные дети
- Правила дорожного движения (ПДД)
- Правила пожарной безопасности (ППБ)
- Лагерь дневного пребывания
- Противодействие коррупции
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Информационная безопасность
- Скажи НЕТ вредным привычкам
- Страничка школьного психолога
- Школьный спортивный клуб (ШКС)
- ФГОС ОВЗ НОО и ООО
- Профориентационная работа
- Финансовая грамотность
- Функциональная грамотность
- 500+
- QR-коды против экстремизма
- Социально-психологическое тестирование
- Госуслуги
- Семинары
- «Детский телефон доверия»
- Банк достижений педагогов
- Кадетское пожарно-спасательное объединение
- Год педагога и наставника
- Приём в 1 класс
- Приём в 10 класс
- Школьный театр
Страничка школьного психолога
Цель психологической службы:
Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Направления работы:
- Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
- Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
- Методическая работа
Методическая работа (повышение профессиональной квалификации, самообразование, работа с аналитической и отчётной документацией).
* * *
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах. Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения. Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
- Трудности в учёбе.
- Взаимоотношения в классе.
- Взаимоотношения с родителями.
- Выбор жизненного пути (будущей профессии).
- Самоуправление и саморазвитие.
- Чем может помочь Вам школьный психолог?
- Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
- Ответить на Ваши вопросы.
- Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
- Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
- Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
План недели психологии 2023 год (PDF, 1.07 Мб.)
Годовой план мероприятий по профилактике Буллинга (PDF, 5.0 Мб.)
О муниципальной психологической службе(Курьян) (ZIP, 0.68 Мб.)
Учебный план внеурочной деятельности на 2020-2021 учебный год Скачать
Учебные планы 2022-2023 Скачать
ТЕМЫ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ, РАЗРАБАТЫВАЕМЫХ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Скачать
Режим занятий в МБОУ СОШ пос. Известковый с 9 ноября 2020 Скачать
Рабочая программа воспитания «Школа развития и успеха» на 2021 – 2024 годы Скачать
Проект Апробация и внедрение примерной программы воспитания Скачать
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ «Школа развития и успеха» на 2021 – 2024годы Скачать
Программа воспитания от примерной к рабочим Скачать
Программа воспитания - мифы и риски внедрения Скачать
Приказ № 89-Д от 12.03.2021 г. О начале приема документов в 1 класс на 2021 2022 уч.г. Скачать
Приказ №109-Д от 28.02.2022 г. О реализации мероприятий (приложение План-график мероприятий) Скачать
Положение о проведении школьных соревнований по мини-футболу среди учащихся 5-11 классов МБОУ СОШ п. Известковый в 2022-2023 уч.году Скачать
Положение об электронном журнале Скачать
План работы "Неделя толерантности" с 15 по 19 ноября 2021 Скачать
План работы на 2 четверть 2020-2021 учебного года Скачать
План работы на 1 четверть 2020-2021 учебного года Скачать
План работы МБОУ СОШ пос. Известковый на зимних каникулах (03.01.22 г - 09.01.2022 г) Скачать
План по профилактике ДДТТ 2022-2023 Скачать
План воспитательной работы на 4 четверть 2021-2022 учебного года Скачать
План воспитательной работы на 4 четверть Скачать
План воспитательной работы на 3 четверть 2021-2022 учебного года Скачать
План воспитательной работы "Большой космический марафон" Скачать
Мои финансы "My Money Fest" Будь с деньгами на ты! Скачать
Календарный график учебного процесса на 2021-2022 уч. год (с изменениями на 01.11.21) Скачать
Календарный график учебного процесса МБОУ СОШ пос. Известковый на 2022-2023 учебный год. Скачать
Календарный график учебного процесса МБОУ СОШ пос. Известковый на 2021-2022 учебный год (с изменениями на 08.11.2021) Скачать
Итоговое собеседование плакат Скачать
График Оценочных процедур на 2022-2023 учебный год Скачать
График ВПР 2023 года (весна) Скачать
Воспитание в современной школе: от программы к действиям Скачать
ВОСПИТАНИЕ+. Авторские программы школ России (избранные модули) Скачать
План работы на 3 четверть 2020-2021 учебного года Скачать
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году Скачать
Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 учебном году Скачать
Вставайте утром на десять минут раньше, чем обычно. Таким образом, вы сможете избежать утреннего раздражения. Спокойное, организованное утро уменьшает неприятности дня.
Не полагайтесь на свою память. Заведите ежедневник.
Откладывание на следующий день является стрессовым фактором. Планируйте наперед и все будете успевать сегодня.
Ослабьте ваши стандарты. В противоположность общепринятому мнению, не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Будьте более гибкими. Совершенство не всегда достижимо, а если даже и достижимо, то оно не всегда этого стоит.
Считайте ваши удачи! На каждое сегодняшнее невезение, вероятно, найдется десять случаев, когда вы были успешны. Воспоминание о хорошем может уменьшить ваше раздражение.
Старайтесь иметь друзей, которые не слишком беспокоятся или тревожатся. Ничто быстрей не выработает у вас привычку постоянного беспокойства, как волнения и переживания вместе с другими хронически озабоченными, терзающимися людьми.
Во время работы периодически вставайте и потягивайтесь, не сидите весь день, скрючившись, в одном и том же положении.
Высыпайтесь.
Создайте из хаоса порядок. Организуйте ваш дом или рабочее место так, чтобы вы всегда могли найти то, что ищете.
Выполняйте глубокое медленное дыхание. Когда люди ощущают стресс, они дышат быстро и поверхностно. Это может привести к мышечному напряжению вследствие недостаточного снабжения тканей кислородом. Расслабьте мышцы и сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.
Сделайте что-нибудь для улучшения вашего внешнего вида. Если вы будете выглядеть лучше, то это может заставить вас и чувствовать себя лучше. Хорошая прическа, аккуратный костюм могут дать вам тот жизненный тонус, в котором вы нуждаетесь. Относитесь к себе хорошо.
Делайте свои выходные дни как можно разнообразнее. Если будни обычно лихорадочные, используйте выходные для спокойного отдыха. Если рабочие дни наполнены делами, требующими выполнения в одиночку, то в выходные ведите более общественный образ жизни.
Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг вас и мир, в котором мы живем, несовершенны. Принимайте благожелательно, на веру слова других людей, если нет доказательства обратного. Верьте тому, что большинство людей стараются делать все настолько хорошо, насколько могут. Ну и, конечно же, обратите внимание на хорошее питание и регулярные физические упражнения.
Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям.
Чаще всего предметом обсуждения педагогов и родителей становятся вопросы, связанные с ухудшением успеваемости школьника. Возможные причины школьной неуспеваемости:
- У ребенка не сформирована мотивация к учению;
- Он не владеет способами и приемами учебной деятельности;
- Не сформированы психические процессы: мышление, внимание, память;
- Преобладает авторитетный стиль родительского воспитания в семье или обучения в школе;
Хотелось бы обратить внимание на два аспекта, связанных с проблемой снижения успеваемости.
Во-первых, позиции обучающихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.
Обучающиеся объясняют неуспеваемость:
- Наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т.е. индивидуальными способностями;
- Сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;
- Профессиональной некомпетентностью учителей.
Учителя считают, что:
- Школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т.п.;
- Родители плохо помогают детям в учебе;
- Программы обучения слишком сложны.
Родители называют такие причины:
- Недоступность программы, ее сложность;
- Высокие требования, предъявляемые педагогами обучающимся;
- Недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.
Во-вторых, рекомендуя родителям принять меры, способствующие улучшению успеваемости детей, педагог часто ограничивается общими положениями, не учитывая индивидуальные и психологические особенности детей и родителей, дает примерно такие советы: «надо больше заниматься с ребенком дома», «боритесь с его ленью», «усильте контроль выполнения учебных заданий», «наймите репетитора» и т.д.
Невысокая эффективность таких рекомендаций является причиной разочарований и неудовлетворенности родителей общением с педагогами, недооценки своих возможностей по преодолению трудностей в учебе детей, безверия, а также неадекватности действий, к которым они прибегают. Нередко такие меры не помогают, а мешают, подрывают здоровье и психику ребенка, снижает и без того невысокий интерес к знаниям и учебе, инициативу и самостоятельность.
Родителям необходимо помнить:
1. Ребенок остаются ребенком и в школе, и дома. Ему хочется поиграть, побегать, и нужно время, чтобы он стал таким сознательным, каким его хотят видеть взрослые.
2. В школе и дома должна осуществляться особая организация обучения.
Необходимо:
- Уменьшить количество и интенсивность отвлекающих факторов;
- Задачи ставить ясно и четко;
- Обучить приемам и способам учебной деятельности, научить ребенка пользоваться словарями, книгами, объяснить необходимость хорошо знать правила, отработать навыки их применения; содействовать развитию умственных способностей и познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи и др.)
3. Важно обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, т.е.:
- Иметь представление о его проблемах и достижениях и верить, что он обязательно преуспевает в жизни;
- Повышать уверенность ребенка в себе и поощрять к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома;
- Способствовать развитию самоуважения, формировать реалистичную самооценку: чаще хвалить, соотнося похвалу с реальными достижениями; при этом важно сравнивать успехи ребенка с его предыдущими результатами, а не с успехами других детей;
- Относиться к детям с теплотой и любовью, используя при этом методы поддержания дисциплины; при таком воспитании дети знают границы дозволенного и одновременно чувствуют себя в безопасности, понимают, что они желанны и любимы;
- Постоянно общаться с детьми: читать книги, внимательно выслушивать и регулярно разговаривать с ними; родителям важно поддерживать интерес детей к познанию и исследованию и самим служить примером.
Рекомендации родителям обучающихся начальных классов.
- Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. Не ограничивайтесь дежурными вопросами: «Что получил?», «Как дела?», а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
- Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные, на ваш взгляд, достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход. Не запугивайте ребенка, страх блокирует его деятельность.
- Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится 10%.
- Покупайте и дарите книги, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребенку почитать вам, обсуждайте книги. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте ее выполнение.
- Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самостоятельно найти выход, решение, совершить поступок.
- Будьте доброжелательны к одноклассникам, не запрещайте им вместе делать уроки. Замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
- Активно слушайте своего ребенка, пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
- Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное отношение к образовательному учреждению.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
- Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребенка, выясните, что получается легко, что дается с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т.п.
- Обеспечивайте ребенка всем необходимым для учебы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т.п.
- Умственный труд сложен, требует много усилий. Помогайте ребенку сохранять веру в себя.
- При выполнении домашней работы с ребенком не контролируйте деятельность учителя.
- Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки сами, чтобы у ребенка был шанс исправить вас, испытать удовлетворение от обнаружения недочета. Только так он сможет понять процесс контроля и обучиться самоконтролю.
- Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребенку, довольны вы результатами или нет. В следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить вашу похвалу.
Рекомендации родителям обучающихся средних и старших классов.
1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:
- Бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т.п.
- Эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т.п.
- Культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т.п.
2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучивать, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т.п.
3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.
4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспевали.
5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясните детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.
6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принятие участие в его проведении.
7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.
8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.
9. Давайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.
10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий обучающиеся 5-6 классов должны работать до 2,5 ч., 7-8-х классов- до 3ч., 8-9-х классов-до 4ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к школе.
11. Создайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.
Периоды возрастного развития человека
Уважаемые родители, говоря сегодня об индивидуальности детей, мы должны коснуться психологических особенностях данного возраста. Я предлагаю Вам, коротко ознакомится с характеристикой периодов возрастного развития человека.
Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:
- пренатальный (внутриутробный период);
- детство;
- младенчество (от рождения до 1 года жизни);
- раннее детство (1-3 года);
- младший и средний дошкольный возраст (3-4 года);
- старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет);
- младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет);
- подростковый возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет);
- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет);
- юность (17-21 год);
- зрелость:
- ранняя (21-25 лет);
- средняя (25-40 лет);
- поздняя (41-55 лет);
- старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет).
Каждый из возрастных периодов состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
ОТРОЧЕСТВО включает 2 периода:
а) подростковый (с 10-11 лет до 13-14 лет) период - соответствует половому созреванию, под влиянием физических факторов у подростков формируется новое представление о себе;
б) ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет).
Подростковый возраст.
Характерно резкое, бурное и кризисное течение, переживаемое подростком как 2-е рождение. Главными психологическими новообразованиями этого возраста открытие "я" возникновение рефлексии, осознание подростком своей индивидуальности.
Переход от младшего школьного возраста к подростковому называют «кризис полового созревания», характеризуется тенденцией к самостоятельности и рядом негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми.
При переходе от одной возрастной стадии к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и людьми, что сопровождается значительными психологическим трудностями для самого человека и его социального окружения.
Выделяют малые кризисы (кризис 1 года, кризис 7 лет, кризис 17-18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденного, кризис 3 лет, подростковый кризис 13-14 лет).
При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. А малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
ЮНОШЕСКИЙ ПЕРИОД
Представляет переход к зрелости; с биологической точки зрения уже взрослый, но социальной зрелости не достиг. Юности свойственно чувство психологической независимости, хотя человек еще не взял на себя никаких социальных обязательств.
Юность - это период принятия ответственных решений, определяющих дальнейшую жизнь; выбор профессии, места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания.
Юношеский возраст - этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Молодой человек стремится самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные территории смысла жизни, любви, счастья, политики и т.д. Характерны чувства нового, смелость, решительность, оптимизм и способность к увлечению. Стремление доказать свою независимость и самобытность. Кризис 17 лет - рубеж привычной школьной и новой взрослой жизни.
В воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д.
В формировании индивидуальных особенностей ребенка большое значение имеют условия семейного воспитания, влияние товарищей, близких, друзей и окружение. Индивидуальные особенности личности динамичны и, как правило, могут сравнительно легко изменяться.
Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные стороны и обеспечивать усиленный контроль за возможными отрицательными проявлениями ребенка.
Индивидуальные проявления в поведении могут быть связаны с особенностями его физического развития, с состоянием здоровья, например, вялость, боязливость и нерешительность; повышенная возбудимость.
Индивидуальность школьников проявляется во всех формах деятельности: в игре, учении, в труде, в быту, а самое главное важную роль играет семья, семейная среда и здоровье вашего ребенка.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ:
Как научиться психологически готовить себя к ответственному событию? Предлагаем Вам, уважаемые родители, некоторые рекомендации, которые позволяют успешно справиться с задачей, стоящей перед Вами:
- Помните, что экзамен сдает Ваш ребенок, поэтому оградите его от своих переживаний. Ребенку всегда передается волнение родителей;
- Старайтесь оставаться в спокойной и взвешенной позиции взрослого, который видит, в чем ребенку трудно сейчас и ненавязчиво предлагает свою помощь;
- Позаботьтесь о том, чтобы ребенок придерживался разумного распорядка дня при подготовке к экзамену. Несмотря на важность учебных занятий, у него должно оставаться достаточное время для отдыха, сна, встреч с друзьями и т. п.;
- Помогите Вашему ребенку в рациональном распределении предметной подготовки по темам;
- Помните, что экзамен – это не одномоментная акция, а длительный процесс, который ребенок должен выдержать, и приобрести важные навыки самоорганизации и самообучения;
- Расспросите, как ребенок сам себе представляет процесс подготовки к экзамену. При необходимости совместно скорректируйте его мнение и пропишите в виде последовательных шагов;
- Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном;
- Помните, что полноценное питание особенно важно для ребенка на этапе подготовки к экзамену.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как поддержать выпускника?
Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки». Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка является гиперопека, создание зависимости подростка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей – положительных сторон ребенка.
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: »Ты можешь это сделать».
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
Забыть о прошлых неудачах ребенка;
- Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
- Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка;
- Избегать подчеркивания промахов ребенка;
- Проявлять веру в ребенка, сочувствование к нему, уверенность в его силах;
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку;
- Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи;
- Поддерживайте своего ребенка. Демонстрируйте, что понимаете его переживания.
Чему необходимо научиться ребенку еще до школы?
Для развития внимания, памяти, моторики ребенок должен уметь:
• запоминать стихи;
• считать до 10 и обратно;
• решать маленькие задачи на сложение и вычитание;
• пересказывать маленькие рассказы, сказки;
• рисовать;
• складывать пазлы и мозаику;
• заниматься лепкой;
• пользоваться ножницами и клеем.
Этому обучают в детском саду, но вполне могут научить и родители, если малыш не ходит в детсад.
Что нужно знать и уметь при первом выходе «в свет». Школа – это не детский сад, там другие установки, другие правила. Игровая деятельность перестает быть основной в жизни ребенка – ее место занимает деятельность учебная. Очень важно научиться контактировать и подружиться с одноклассниками, научиться усидчивости, концентрации на учебных задачах.
Ребенок должен учиться самостоятельности, уметь без помощи мамы быстро и правильно одеваться, содержать свои вещи в порядке. Нужно научиться ориентироваться, не теряться, не паниковать, если в какой-то ситуации рядом не окажется взрослых. Для этого он должен знать: • свое имя и фамилию, возраст, год рождения; • название своей школы и ее адрес; • фамилию, имя, отчество родителей; • домашний адрес и телефон; • правила дорожного движения, дорожные знаки; • ориентироваться во времени; • знать времена года, дни недели; • уметь составить связный рассказ из нескольких предложений. Дополнительные требования к родителям первоклассника Необходимо перед школой проверить физическое состояние малыша, посетить логопеда, если есть проблемы с речью.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
В ОТНОШЕНИИ РЕБЕНКА И ПОСЛЕ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.
Рекомендации детям
Умей сказать «НЕТ»
Когда тебе предлагают совершить недостойный поступок.
Когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное.
Если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, чтобы ты об этом никому не говорил.
Когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя к себе в гости, на дискотеку, в клуб.
Когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей.
Если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине или показать им дорогу, сидя в машине.
Когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.
Когда предлагают погадать с целью узнать будущее.
Помни, что во многих случаях умение сказать «НЕТ» - это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.
Если ты на улице
Если ты хочешь куда-либо пойти, обязательно предупреди родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также расскажи свой маршрут движения.
Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места.
Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, парку, безлюдным и неосвещенным местам.
Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную остановку, обратись к любому взрослому человеку.
Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.
Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди навстречу транспорту.
Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.
Если тебя остановили и попросили показать дорогу, постарайся объяснить все на словах, не садясь в машину.
Если незнакомый человек представился другом твоих родственников или родителей, не спеши приглашать его домой, попроси дождаться прихода взрослых на улице.
Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.
Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко кричи, привлекай внимание прохожих, сопротивляйся. Твой крик - твоя форма защиты!
В одиночку вечером старайся идти быстро, уверенно и не показывать страха; по возможности, старайся находиться ближе к людям, вызывающим доверие (пожилым парам, взрослым женщинам).
Если на улице в отношении тебя производят агрессивные действия
Не жди, когда тебя схватят, убегай в сторону, где много людей.
В случае нападения не стесняйся громко кричать, например «Пожар!», всеми возможными способами привлекай к себе внимание проходящих мимо людей.
Если тебе зажимают рот рукой, не бойся, укуси нападающего за руку.
Старайся всевозможными способами причинить нападающему боль – ударь каблуком по ноге, дерись изо всех сил, используй любые подсобные средства (ключи от дома, ручку – вонзи ее в руку или ногу нападающего, аэрозоль – направь струю в глаза нападающего).
Как только нападающий ослабит хватку – убегай.
Если есть возможность, брось что-нибудь в лицо нападающему (мелочь, папку, сумку, песок в глаза и т.п.), чтобы на некоторое время привести нападающего в замешательство, убегай.
В подъезде
Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди, пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.
Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.
Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних, если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.
Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.
Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.
Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.
Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: «Пожар» или «Горим».
В лифте
Не входи в лифт вместе с незнакомцем, особенно мужчиной, а также, если он уже находится в кабине лифта; не стесняйся – говори, что с ним вместе не поедешь.
Если незнакомец успел войти в лифт, нажми кнопку ближайшего этажа, как только двери откроются, быстро выходи из лифта; в случае его агрессивного, подозрительного поведения не стесняйся - зови на помощь соседей.
Не стой спиной к незнакомцу, наблюдай за его действиями.
Один дома
Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреждали тебя о своем визите по телефону.
Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).
На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека назваться.
Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прийти в другой раз и позвони родителям.
Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что неправильно записал нужный ему адрес и позвони родителям.
Если незнакомец представился работником почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его назвать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.
Если пришедший представился сотрудником отдела внутренних дел (милиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.
Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова милиции или «скорой помощи», не спеши открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.
Если на лестничной площадке собралась компания, распивающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не вступай с ней в конфликт, а вызови полицию.
В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.
В машине
Нельзя садиться в машину к незнакомым людям, даже если за рулем или в салоне сидит женщина.
Если есть необходимость добираться на машине, лучше вызвать известную службу такси, не следует обращаться к поискам такси через интернет.
Попроси провожающих тебя людей записать номера машины, марку, фамилию водителя и сообщить эти данные, а также номера службы такси родителям.
По ходу движения автомобиля старайся разговаривать по мобильному телефону с родителями, знакомыми, сообщая им маршрут передвижения.
Не садись в машину, если в ней уже сидят пассажиры.
Не соглашайся на предложение водителя взять попутчиков, если он настаивает, лучше выйти из машины.
Если водитель ведет себя подозрительно, начинает проявлять сексуальный интерес, попроси остановиться. Если это требование не выполняется, то сделай все возможное, чтобы привлечь внимание других водителей, сотрудников полиции (открывай двери, окна, кричи, хватайся за руль и старайся поворачивать его, постарайся разбить окно и т.п.).
Если ты собираешься делать покупки
Перед выходом из дома пересчитай наличные деньги.
Не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь.
Расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя.
Что нужно знать девочкам-подросткам
Девочки-подростки, которые начинают интенсивно общаться со сверстниками, бывать в молодежных компаниях и приобретают первый опыт интимных отношений, должны быть готовы к тому, что их сочтут достаточно взрослыми для того, чтобы интимные отношения не остановились лишь на невинных поцелуях.
Нужно помнить, что большинство сексуальных нападений совершается не примитивными незнакомцами с внешностью преступника, а приятелями, знакомыми и даже родственниками. Половина изнасилований происходит не в тёмной аллее парка или неосвещённом подъезде, а дома у жертвы, или в гостях.
Отправляясь в гости к малознакомому молодому человеку или на вечеринку в большую компанию, необходимо помнить следующие правила поведения:
- Если возникает неуютное чувство, не надо стесняться своей осторожности. Необходимо уйти или твёрдо заявить о своем отношении к ситуации, вообще сказать решительное однозначное «НЕТ!».
- С самого начала ясно обозначь границы возможных взаимоотношений. Это главный принцип защиты от изнасилования.
- Если давление продолжается, не бойся шума или скандала. Например, на вечеринке - несколько минут смущения лучше риска изнасилования. А вообще, в большую компанию безопасно идти лишь с надёжными друзьями, не терять друг друга из вида и вместе уходить.
Если у подростка есть сексуальные отношения с кем-либо, он должен понимать, что:
- В здоровых отношениях обе стороны уважают личные права и границы другого.
- Они должны отказываться от половых отношений с кем-либо, кто отказывается использовать соответствующее предохранение.
- Не «все» ведут половую жизнь. Многие подростки способны подождать, и это совершенно НОРМАЛЬНО.
Рекомендации родителям
Ваши отношения с детьми
Обеспечение безопасности семьи, а в особенности детей, имеет очень важное значение. Именно через ежедневное общение со своим ребенком вы узнаете о проблемах и вопросах, которые волнуют его и, решая с ним его проблемы, помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной ситуации. Поэтому первое правило гласит: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему мнению, проблемы.
Наблюдая за игрой ребенка, мы смотрим на себя со стороны. А значит, нам самим нужно быть предельно осторожными и внимательными, зная, что наше действие ребенок может воспроизвести с точностью до мельчайших деталей. Поэтому, сколько бы раз вы ни повторяли ребенку, что прежде чем открыть дверь, нужно узнать, кто за ней, он никогда не выполнит, если вы сами не будете четко это выполнять. Правило второе: если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего сами выполняйте их.
Самым лучшим способом обучения детей является собственный пример. Если вы всегда внимательны к своей собственной безопасности, то и ребенок будет повторять эти же действия. Любой мошенник или вор внимательно наблюдает за людьми и безошибочно выбирает себе жертву, и если вы приучили ребенка к внимательности, то шанс быть ограбленным снизится почти вдвое.
Ребенок один в квартире
С какого возраста можно оставлять ребенка одного? Это зависит от многих обстоятельств: возраст вашего ребенка, его самостоятельность, и насколько вы ему доверяете. Необходимо постепенно приучать ребенка оставаться одному.
Если ребенок остается один дома:
- На видном месте напишите телефоны, по которым ребенок может быстро позвонить (ваш рабочий телефон, мобильный, полиция, скорая помощь, пожарная охрана, соседи).
- Уходя в вечернее время, не забудьте включить свет в комнатах, это отпугнет злоумышленников, и вашему ребенку не будет страшно одному.
- При возвращении домой предупредите ребенка об этом по телефону или домофону. Позвонив в дверь, ребенок должен ее открывать только после того, как вы полностью назовете себя.
Научите ребенка соблюдать следующие правила:
- Если кто-то позвонил в дверь, то перед тем как открыть входную дверь, ребёнку необходимо посмотреть в дверной глазок и спросить «Кто там?».
- Если глазок закрыт с другой стороны или на лестничной площадке никого не видно, ни в коем случае не открывать дверь.
- Если ответ «Я», то дверь открывать нельзя, необходимо попросить человека назваться.
- Если незнакомец представляется знакомым родителей и просит пройти в квартиру, дверь открывать нельзя, необходимо сказать незнакомцу, чтобы он пришел позже, когда будут родители, и незамедлительно об этом сообщить родителям.
- Если незнакомец представляется служащим почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, ребенку необходимо выяснить его фамилию, имя, отчество, рабочий телефон, после чего позвонить родителям и в дальнейшем выполнять их указания.
- Если пришедший представился сотрудником правоохранительных органов, дверь открывать нельзя. Необходимо попросить его прийти позже, когда дома будут родители.
- Если незнакомец просит открыть дверь для того, чтобы вызвать врачей скорой медицинской помощи, дверь открывать нельзя. Необходимо выяснить, что случилось, кому нужна медицинская помощь, и самому вызвать врачей, либо сообщить об этом родителям.
В подъезде
Основные правила, которые Вы должны разъяснить ребенку:
Прежде чем открыть дверь, посмотри в глазок, нет ли за дверью посторонних, если тебе не видно, но ты слышишь голоса, подожди, пока люди не уйдут с площадки.
Открыв дверь и выйдя из квартиры, не забудь закрыть за собой дверь на ключ, и тогда ты можешь быть уверен, что тебя при возвращении не будет ждать дома преступник.
Если ты вышел из квартиры и увидел подозрительных людей, вернись немедленно обратно.
Если незнакомец оказался у тебя за спиной, повернись к нему лицом. В случае попытки напасть на тебя будь готов обороняться. Для этого ты можешь использовать портфель, сумку, мусорное ведро, ключи, брелок и т.п. Нанеси нападающему неожиданный удар и затем убегай, крича: «Пожар» или «Горим».
Не просматривай почту около ящика, поднимись домой и посмотри там.
Если незнакомец пытается зажать тебе рот, постарайся укусить его за руку, если же ты оказался с ним лицом к лицу кусай за нос.
Не входить в подъезд с незнакомым человеком.
Лифт
Зачастую лифт воспринимается детьми как аттракцион, на котором можно покататься, и уж очень часто они забывают о мерах безопасности в нем, катаясь на крыше или открывая двери движущегося лифта. Как же быть, если вы не можете сами встретить или проводить ребенка?
Первым правилом должно быть: может ли ребенок самостоятельно подняться или спуститься на лифте, т.е. достает ли он до кнопки нужного этажа, и знает ли он правила безопасности в лифте, сможет ли он вызвать диспетчера, если лифт застрянет, или он почувствует запах гари.
Если ребенок еще недостаточно самостоятелен, чтобы ездить одному в лифте, провожайте его сами или просите пользоваться лестницей.
Ни в коем случае не разрешайте ребенку ездить в лифте с незнакомым человеком.
Кабина лифта подошла, но у лифта стоят незнакомые люди: ребенок должен отказаться от поездки под предлогом, что он что-то забыл взять дома или оставил на улице.
Ребенок ехал в лифте, когда в него вошел посторонний: ребенок должен выйти из кабины.
Если ребенок решил продолжать подниматься на лифте вместе с незнакомым, он должен стать лицом к вошедшему, заняв место рядом с дверью.
На улице
Не позволяйте детям знакомиться на улице с посторонними людьми.
Не позволяйте детям говорить незнакомым людям свой домашний адрес и телефон.
Не позволяйте детям гулять в непредназначенных для этого местах.
Не позволяйте детям уходить далеко от дома.
Не отпускайте детей гулять в отдаленные места без сопровождения взрослого и хорошо знакомого Вам человека.
Старайтесь САМИ забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!"), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
Даже если Вы живете в своем районе не первый год, регулярно обходите окрестные дворы и смотрите, где гуляют Ваши дети и чем они там занимаются. Интересуйтесь у своего ребенка, в каком именно месте он гуляет, и периодически проверяйте, что он находится именно там.
Не стесняйтесь требовать от структур, обслуживающих Ваши домовые территории, обеспечения безопасности детей. В вечернее время суток во дворах не должно быть «темных углов». Вся территория должна быть хорошо освещена. Если детская площадка имеет ограждение, в нем всегда должно быть две калитки, чтобы у ребёнка всегда была дополнительная возможность покинуть площадку в случае возникновения опасности.
Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать "Нет" любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность:
- если ребёнку предлагают поехать куда-нибудь, предупреждая, чтобы он об этом никому не говорил;
- когда незнакомый человек предлагает ребёнку что-либо сладкое (конфеты, пирожные, пирожки и т.п.);
- когда ребёнку предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрослых, родителей;
- если незнакомые люди предлагают довезти ребёнка на машине или показать им дорогу, сидя в машине;
- когда малознакомые или незнакомые люди приглашают ребенка к себе в гости, на дискотеку и т.д.;
- когда предлагают погадать с целью узнать будущее;
- когда ребёнку предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш.
Общение с посторонними
Приучите ребенка не доверять ключи от квартиры посторонним, которые представились вашими знакомыми. Ваш ребенок не должен приводить к себе домой незнакомых людей, даже если они сослались на вас.
Ваш ребенок никогда не должен уходить из детского сада с людьми, которых он не знает, даже если они сослались на вас.
Попросите воспитателя связаться с вами, если за ребенком пришли посторонние люди, о которых вы его не предупреждали. После этого обязательно обратитесь в полицию.
Общение в интернете
Интернет для детей таит в себе множество опасностей, и вот основные из них:
- запугивание, преследование, издевательство, насмешки и другие действия, которые способны напугать, унизить и иным образом негативно воздействовать на ребенка;
- вхождение в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для махинаций, сексуального удовлетворения, других видов насилия;
- производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, которые могут нанести вред физическому или психологическому здоровью ребенка.
Попросите Вашего ребенка никому не сообщать личные данные: имя, возраст, номер телефона, домашний адрес, номер школы. Объясните, что не следует высылать свои фотографии людям, с которыми он познакомился по интернету.
Попросите Вашего ребенка сразу же рассказывать Вам о неприятных ситуациях во время общения в интернете, подчеркнув, что Вы не будете сердиться, о чем бы он ни сказал.
Просматривайте информацию, содержащуюся в компьютере Вашего ребенка. Это поможет Вам контролировать его общение в сети. Но помните, что ребенок может пользоваться интернетом не только дома, но и в школе, интернет-клубе, у друзей.
Напоминайте ребенку о том, что все правила безопасности в интернете остаются в силе и тогда, когда он пользуется компьютером и вне дома, например в интернет – кафе или у друзей.
При совершении покупок
Ребёнок никогда не должен говорить незнакомым и друзьям, какое у него количество денежных средств.
Расплачиваясь в магазине за покупки, ребёнок не должен показывать все денежные средства, имеющиеся у него.
Если в отношении ребенка совершили преступление
Незамедлительно по адресам, телефонам, указанным выше, заявить в полицию, органы следственного комитета о произошедшем.
В случае, если необходима медицинская помощь, незамедлительно обратиться в медицинское учреждение.
Внимательно отнестись к рассказу ребенка об обстоятельствах совершения в отношении него преступления, о внешних данных, приметах преступника, месте совершения преступления, направлении движения преступника и постараться полно передать данную информацию сотрудникам правоохранительных органов.
Необходимо помнить, что сообщать нужно обо всех фактах насилия над детьми, в том числе, если это происходит с детьми ваших соседей, одноклассниками, друзьями вашего ребенка, вашими учениками.
Если ребенок подвергся сексуальному насилию
В случаях сексуального насилия не выбрасывать, не стирать одежду, белье, в котором находился ребенок; до осмотра ребенка судебным медиком не осуществлять гигиенических процедур.
Сохраняйте спокойствие; от вашей реакции во многом зависит, как ребенок воспримет и переживет эту ситуацию.
Внимательно отнеситесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если эти факты не имели места, очень важно понять истоки его фантазии.
Поговорите с ребенком, постарайтесь узнать точные факты, но не давите, не вымогайте исповедь насильно. Внимательно вслушивайтесь в то, что ребенок говорит сам, добровольно.
Успокойте ребенка, дайте ему понять, что вы любите его и ни в чем не обвиняете, избавьте его от чувства стыда и вины.
Будьте честны. Скажите ребенку, что вы собираетесь сделать, и спросите согласен ли он с вашими намерениями (например, пойти к врачу или в полицию).
Объясните ребенку, что о случившемся факте необходимо рассказать специалистам – психологу, врачу, необходимо обратиться в полицию, следственные органы. Объяснить, что эти люди помогут сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности. Необходимо дать ребенку понять, что вы понимаете, что он чувствует, но вы не должны оставлять ребенку выбора.
Подбодрите ребенка, не заставляйте его делать ничего, к чему он не готов, и помогите ему как можно скорее возобновить его привычную деятельность.
Обратитесь за профессиональной помощью – психологической, правовой и медицинской.
Взрослые должны знать
Заявление о факте совершения преступления в отношении ребенка обязаны принять во всех отделах полиции, органах следственного комитета.
При приеме заявления правоохранительный орган обязан выдать талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении.
С жалобой на действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих либо не принимающих мер по восстановлению прав и законных интересов детей, можно обращаться в суд, к прокурору, к руководителю вышестоящего следственного органа, а также информировать Уполномоченного по правам ребенка.
«Лики родительской любви»
Инструкция: данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенными утверждениями, поставьте себе один балл. Если не согласны – балов не ставьте. Ответив на все вопросы, посчитайте общую сумму баллов.
1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а просто фантазирует вслух.
4. Современные школьные программы чересчур сложны.
5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
7. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу- ночник.
15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.
Обработка результатов.
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.
Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевающей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданы, но достичь их вы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.
Если отец и мать набрали 8-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?
По материалам программы «Семейный разговор» под руководством Мелентьевой О.С., Одинцовой М.А.
Возрастные и индивидуальные особенности детей 12-13 лет и учет их в воспитании
Следует помнить, что подростковый возраст - это один из важнейших жизненных периодов человека, когда формируется способность к сознательному руководству собственным поведением. Именно в этот период происходит образование собственной иерархии ценностей, формирование воли, становление личности. И от того, как ребенок пройдет этот непростой период, с каким багажом ценностей и поведенческих навыков он оттуда выйдет, в полной мере зависит от родителей, то есть от вас.
Основная особенность подросткового возраста - это резкие гормональные и функциональные изменения в организме, что не может не отражаться на психике. Соответственно, стиль взаимодействия с подростком должен отличаться от стиля взаимодействия с младшим школьником. Следовательно, родителям необходимо перестраиваться на другие формы взаимодействия.
В этом возрасте подростки становятся эмоционально неустойчивыми, чрезвычайно уязвимыми и ранимыми. Поэтому родителям необходимо следить за тем, как они разговаривают (стиль, манера), и что говорят своему ребенку. Родителям необходимо помнить, что время монологов ушло, вместе с взрослением ребенка наступило время разговоров на равных, то есть время диалогов.
✓ Необходимо больше интересоваться мнением взрослеющего человека о повседневной жизни семьи. Чаще спрашивать совета, например, о серьезных покупках, о планировании расходов, о предстоящем ремонте, о поездках и т.п. Можно задавать вопросы из серии: «А почему ты так считаешь?», «А как ты думаешь?» и т.п. Можно просто сказать подростку: «Нужен твой совет» или «Посоветуй мне, пожалуйста». Важно обязательно прислушиваться к его мнению. Ребенок должен чувствовать: его мнение вам интересно не только на бытовом, но и на глобальном уровне. Поэтому здесь уместны беседы не только о повседневной жизни и быте семьи, но и о жизни в целом. Только так можно создать атмосферу доверия.
✓ Необходимо учесть, что в подростковый период происходит становление самооценки. Особенно важна для подростка оценка его внешности, его внутренних качеств, поэтому следует быть очень осторожным в критике. Крайне важно не сравнивать подростка с другими, не критиковать его в присутствии друзей и других взрослых, не рассказывать истории про то, каким он был маленьким и какие глупости совершал. Все это может легко лишить вас его доверия. Доверительность в отношениях между вами и вашим подростком развивает у него самоуважение, чувство собственного достоинства, помогает снимать напряжение, усиливает чувство безопасности и эмоционального комфорта, обучает умению устанавливать хорошие отношения с другими людьми.
✓ Родителям необходимо быть в курсе молодежных тенденций (чем увлекаются, что в моде, какую музыку слушают, кто пользуется успехом, и т.п.). Только так можно выстроить откровенный разговор с ребенком, предложив, например, ему некую альтернативу негативным ценностям, но в его системе координат, а не в своей.
Дети в этом возрасте социально активны, им всегда хочется поделиться своим мнением с кем-то. Будьте благодарным слушателем! Если есть необходимость - деликатно, но убедительно отстаивайте свою точку зрения, потому что соглашательство может напомнить подростку о равнодушии.
В подростковом возрасте хочется изменить весь мир. Если у вас этот случай - вы счастливый родитель! Ваш ребенок активен, полон энергии, инициативен. Однако родителям необходимо избегать насмешек и уничижения. Одна неверная интонация - и родитель легко потеряет доверие, которого так долго добивался. Необходимо поддерживать стремления подростка к общественной жизни, расширению сферы увлечений. Главное, чтобы все это не носило негативный характер.
✓ Ваш подросток ждет от вас поддержки, поэтому необходимо его чаще хвалить, даже если кажется, что не за что. Простые родительские фразы: «Спасибо, что помог», «Что бы я без тебя делал», «Молодец» - крайне важны для подростка.
✓ Подростковый возраст — это возраст стремлений к познанию, кипучей энергии, бурной активности, инициативы, жажды деятельности. Подросток накапливает опыт переживания различных эмоций, старается получить как можно больше разных впечатлений и ощущений. Считая, что с ним не может произойти ничего плохого, он иногда совершает неоправданно рискованные поступки. Поэтому важно помочь вашему ребенку осознать, какие его поступки могут оказаться рискованными, и выработать правила безопасного поведения.
Родителю важно понять, что для подростков понижается значимость общения в семейном кругу, возрастает роль друзей, сверстников. Стремление к принятию в кругу друзей способствует и принятию тех ценностей и правил, которые существуют в его компании, а ценности и правила взрослых подвергаются критике, сомнению, и сохраняют свое влияние на подростка только в том случае, если они значимы и за пределами семьи. В противном случае они могут вызывать протест. Например, если в компании считается «крутым» пить пиво, то с большой вероятностью подросток последует примеру своих друзей. Однако снижение авторитета взрослых имеет лишь временный характер, а снижения авторитета значимых взрослых не происходит вовсе. По мере взросления и столкновения подростка с житейскими трудностями, авторитет взрослых начинает расти.
Что нужно знать о физиологии подростка для того, чтобы лучше его понимать?
Поведение подростка | Физиологические изменения, происходящие в головном мозге | Как это учитывается при проведении беседы |
|
|
|
Неустойчивое, непродолжительное внимание, быстро отвлекается. | Сокращается центр активности доминирующего центра коры головного мозга. | Требуется переключение на другой вид деятельности (лучше свободно беседовать, играть, чем читать лекцию). |
Ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации. | Ухудшается способность к пониманию информации. | Важно спрашивать, что он понял и пересказал своими словами. Использовать больше ярких и понятных примеров и фактов. |
Замедляется реакция. Подросток не сразу отвечает на вопрос, не сразу начинает выполнять задание. | Увеличивается скрытый период рефлекторных реакций в головном мозге. | Не торопить подростка во время работы. Не торопить с ответом. Дать ему дополнительное время. Учитывать эту особенность при планировании времени беседы. |
Подросток плохо владеет своими эмоциями. Не может контролировать проявление как положительных, так и отрицательных эмоций. | Подкорковые процессы выходят из-под контроля коры головного мозга. | Относиться к проявлению эмоций с пониманием. Не оценивать. Не заражаться отрицательными эмоциями от подростка. В конфликтных ситуациях переключать внимание на что-то другое. |
Речь может быть замедленной, краткой, стереотипной.У подростка плохое понимание словесной информации. | Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. | Необходимо проявить терпение в процессе беседы. Не требовать от подростка развернутых комментариев по теме беседы. Не торопить, когда ему трудно подобрать нужные слова. |
99 способов похвалить ребёнка
1. Ты сейчас на правильном пути.
2. Великолепно! 3. У тебя получилось это дело. 4. Правильно! 5. Это хорошо. 6. Супер! 7. Именно так! (Точно так!) 8. Я горжусь тем, как ты сегодня работал. 9. Ты делаешь это очень хорошо. 10. Сейчас ты приобретаешь в этом сноровку. 11. Хорошая работа! 12. Я счастлива, видеть такую твою работу. 13. Ты делаешь это сегодня значительно лучше. 14. Ты делаешь хорошую работу. 15. Очень приятно общаться с таким умным ребёнком. 16. Это лучшее из того, что у тебя получалось. 17. Это лучшее из того, что у тебя получалось. 18. Это то, что надо! 19. Я знала, что ты можешь сделать это. 20. Это хорошее улучшение. 21. Сейчас ты это понял. 22. Значительно! 23. Наконец-то! 24. Твоя работа принесла мне много радости. 25. Ты быстро учишься. 26.Продолжая работать так же, ты добьешься лучшего. 27. Это хорошо для тебя. 28. Я не смог бы сделать лучше. 29. Еще немного времени, и у тебя это получится. 30. Я верю в тебя. У тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. 31. Ты, действительно, сделал эту работу, шутя. 32. Это правильный путь, чтобы сделать работу. 33. С каждым днем у тебя получается лучше. | 34. Ты делал это так быстро.
35. Это замечательно! 36. Да! 37. Это способ! 38. Ты ничего не упустил! 39. Этот способ именно для этого! 40. Так держать! 41. Необыкновенно! 42. Прекрасно! 43. Это лучше всего! 44. Совершенно! 45. Прекрасный ход работы! 46. Сенсационно! 47. Это лучше. 48. Теперь ничто тебя не остановит. 49. Отлично! 50. Это была классная работа. 51. Замечательно! 52. Еще лучше! 53. Ты только что сделал это. 54. Это лучше, чем всегда. 55. Твой мозг поработал на славу. 56. Ты действительно добьешься успеха. 57. Это выдающееся открытие. 58. Фантастика! 59. Очень здорово! 60. Очень верно и точно получилось! 61. Это называется прекрасной работой. 62. Ты сделал это очень хорошо. 63. Ты, наверное, долго практиковался. 64. Ты делаешь это красиво! 65. Как ты много сделал! 66. Это правильно! | 67. Мои поздравления! 68. Превосходно! 69. Хорошо запомнил! 70. Поздравляю! 71. Ты прав! 72. Держись так! 73. Ты сделал это как раз вовремя. 74. Ты сделал сегодня много работы. 75. Это способ действия! 76. Это намного лучше. 77. Мне нравится ход твоих мыслей! 78. Я очень горжусь тобой! 79. Ты близок к истине! 80. Большое тебе спасибо. 81. Ты превзошел сам себя сегодня. 82. Я не видела ничего лучшего. 83. Ты понял это очень быстро. 84. Хорошо. 85. Чудно! 86. ОК! – полный порядок. 87. Так-так. 88. Мощный прорыв! 89. Вот этого я еще не видела! 90. Ты неузнаваем сегодня! 91. Это уже успех! 92. Это твоя победа. 93. Теперь ты чувствуешь свои возможности. 94. Ты настоящий мастер. 95. Сердечно рада за тебя. 96. Не могу не выразить свой восторг. 97. Грандиозно! 98. Красивая мысль 99. Ты сделал это легко. Ваш сотый способ?: |
Правила, которые помогут ребёнку в общении.
- Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.
- Попросили - дай, пытаются отнять - защищайся.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
- Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах. Они обязательно у тебя будут.
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: давай дружить, давай играть.
- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
(С.Л.Соловейчик)
1. Запишите недельные задачи, планы, дела и цели и совместите их с расписанием ваших занятий.
2. Расставьте приоритеты заданий в соответствии с их важностью.
3. Планируйте ответственные задания на время энергетического подъема. Это позволит вам выполнять сложные задания, пребывая в наилучшей форме.
4. Исключите все дела, которые не являются необходимыми в вашей повседневной деятельности. Отправьте их в конец списка.
5. Делегируйте полномочия. Одна из важнейших причин стресса вырастает из уверенности, что вы все должны делать сами. Посмотрите внимательно на свой план и решите, что поручить кому-либо другому.
6. Закончите одно задание, прежде чем приняться за другое. Установите приоритет каждого задания и прекратите откладывать дела на завтра.
7. Научитесь говорить «нет». Из всех способов распределения времени умение говорить «нет» - самый лучший.
8. Резервируйте время на срочные работы или незапланированные встречи. Тогда вы будете меньше беспокоиться о том, чтобы все успеть.
9. Контролируйте процесс. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем при управлении стрессом.