- Для Вас, родители!
- Обучающимся
- Педагогам
- Учебный процесс
- Основной государственный экзамен (ОГЭ)
- Единый государственный экзамен (ЕГЭ)
- ПРИКАЗЫ МБОУ СОШ пос. Известковый
- ГТО
- Административный регламент предоставления муниципальных услуг
- Педагогический состав
- Локальные нормативные акты
- Центр «Точка роста»
- Электронный паспорт доступности
- ОРКСЭ и ОДНКНР
- Дистанционное обучение (ДО)
- Кадетское движение
- Всероссийская олимпиада школьников
- Внеурочная деятельность и дополнительное образование
- Всероссийские проверочные работы (ВПР)
- Одаренные дети
- Правила дорожного движения (ПДД)
- Правила пожарной безопасности (ППБ)
- Лагерь дневного пребывания
- Противодействие коррупции
- Противодействие терроризму и экстремизму
- Информационная безопасность
- Скажи НЕТ вредным привычкам
- Страничка школьного психолога
- Школьный спортивный клуб (ШКС)
- ФГОС ОВЗ НОО и ООО
- Профориентационная работа
- Финансовая грамотность
- Функциональная грамотность
- 500+
- QR-коды против экстремизма
- Социально-психологическое тестирование
- Госуслуги
- Семинары
- «Детский телефон доверия»
- Банк достижений педагогов
- Кадетское пожарно-спасательное объединение
- Год педагога и наставника
- Приём в 1 класс
- Приём в 10 класс
ОРКСЭ и ОДНКНР

Основы религиозных культур и светской этики
Основы светской этики - учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу (4-го класса и 5-го класса средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» сначала экспериментально в 19 регионах России - с 1 апреля 2010 года, с сентября 2012 г. включен во всех регионах РФ.
Этот курс носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподают его учителя школы, прошедшие специальную подготовку.
Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской Культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.
В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.
Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей. Специалистами прорабатываются межпредметные связи со всеми необходимыми школьными предметами, которые внесены в сетку расписания для школьников 4-5 классов.
Курс преподается 1 час (урок) в неделю (34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.
Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, включают обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.
1. Нормативно-правовые основы курса "Основы религиозных культур и светской этики":
2. Программа курса "Основы религиозных культур и светской этики"
- Рабочая программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика»
3. Предварительные сведения о выборе модулей родителями (законными представителями) обучающихся 3-х классов в 2022-2023 учебном году
Выбранный модуль «Основы светской этики», преподавать будет школьный учитель, получивший соответствующую подготовку.
* * *

Положение о преподавании курса "Основы духовно-нравственной культуры народов России "ОДНКНР" утверждено приказом МБОУ СОШ пос. Известковый от 15 июня 2020 года № 141-Д (PDF, 5.64 Мб.)
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – предметная область ОДНКНР) в соответствии с вводимым федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с 1 сентября 2015 года должна обеспечить, в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области (учебного предмета) ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
В связи с переходом с 1 сентября 2015 года всех общеобразовательных организаций Российской Федерации на новые образовательные стандарты основного общего образования возникает необходимость организации изучения новой предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР).
Согласно статье 87 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули). Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
В соответствии с пунктом 18.3.1. приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предметная область ОДНКНР является обязательной и должна быть представлена в учебных планах общеобразовательных организаций. В то же время для данной предметной области в стандарте не прописаны учебные предметы, что позволяет изучать её на данном этапе через учебные курсы по выбору за счёт часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Для выставления итоговой отметки в аттестат об основном общем образовании минимальный объём часов учебных занятий по программе учебного курса в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года (приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»).
25 мая 2015 года Минобрнауки России направило в субъекты Российской Федерации письмо № 08-761 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР», в котором указано, что предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ и в её рамках возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации. Таким образом, в целях обеспечения преемственности с предметной областью ОРКСЭ, изучаемой в 4-м классе начальной школы, изучение предметной области ОДНКНР в основной школе целесообразно начинать с 5-го класса.
Согласно нормам части 2 статьи 28 Федерального закона образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Предметная область ОДНКНР может быть реализована через:
1) занятия по предметной области ОДНКНР, учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности региона России, включенные в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений;
2) включение в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания;
3) включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:
1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 г. № 699 (всего 80 организаций).
Выбор учебных курсов для изучения в рамках предметной области ОДНКНР осуществляется в соответствии с примерным регламентом, рекомендованным письмом Минобрнауки России от 31.03.2015 г. № 08-461 «О направлении регламента выбора модулей курса ОРКСЭ».
Целесообразным также является включение тем, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания, в рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) других предметных областей и включение занятий по предметной области ОДНКНР во внеурочную деятельность в рамках реализации программы воспитания и социализации обучающихся.
Нормативно-правовая база преподавания предметной области "Основы духовно-нравственной культуры народов России" (ОДНКНР)
Преподавание предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) в общеобразовательных организациях регулируется рядом нормативных документов:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 21 декабря 2012 года
статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации»
статья 8, п.10 и статья 18, п.4 (об организации обучения в соответствии с перечнем учебников, рекомендованных к использованию);
статья 28, п.2 («Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам»)
3. Требования к результатам освоения предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (п. 11.4. ФГОС ООО)
4. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 (с изменениями от 08.06.15) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
5. Письмо Минобрнауки РФ от 25.05.2015г. № 08-761 «Об изучении предметной областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
6. Письмо Минобрнауки РФ от 07.08.2015г. № 08-1228 «Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
7. Письмо Минобрнауки РФ от 01.09.2016 № 08-1803 и методические рекомендации по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»